Предлагаем Вам ознакомиться со статьями наших студентов, опубликованных в Экономическом Еженедельники "АФАНАСИЙ БИРЖА". Экспедиция 69, №6 (27) 19 мая 2003г.

"ВЕСНА" - ЭТО СОСТАЯНИЕ ДУШИ!

Очередной театральный сезон в стенах Тверской государственной медицинской академии подошел к концу. Студенческий творческий семестр 2003 года, несомненно, останется в истории вуза как один из самых интересных и талантливых. О лучших концертных программах этой "Студенческой весны" мы уже писали, обсуждали положительные и отрицательные моменты выступлений, кого-то ругали, кого-то, наоборот, хвалили. На страницах нашей газеты выступали со своими отзывами студенты и преподаватели ТГМА - постоянные зрители "студвесен" и, соответственно, независимые судьи. Заключительное слово о нынешней "Студенческой весне" обозреватель фестиваля в стенах ТГМА Максим Страхов попросил сказать председателя жюри всех "весен" медакадемии, помощника ректора по культурно-массовой работе в ТГМА, заслуженного врача России доцента Вячеслава Георгиевича ЛАВРИКОВА.

- Вячеслав Георгиевич! Что для вас "Студенческая весна" в стенах родной академии?

- Для меня лично - это особенное состояние души. Я всегда жду наступления "студвесен" с нетерпением и ожиданием чего-то особенного, нового, сверхъестественного. Именно на "веснах" среди, казалось бы, обыкновенных наших студентов каждый год мы открываем для себя новых звезд шумной студенческой сцены, убеждаемся в очередной раз, что в медицину идут необыкновенно талантливые и разносторонние люди. "Студвесна" у меня всегда ассоциируется с интересным классным и родным праздником, которому я всегда рад и которого с удовольствием жду каждый год.

- Когда впервые в медакадемии появились "Студенческие весны"?

- Точно ответить на этот вопрос я не смогу, поскольку в подробности истории возникновения фестиваля в нашем вузе я не вдавался, однако могу рассказать о том, что видел сам, поскольку сорок лет жизни отдал ТГМА. Поступил в вуз я в 1963 году и уже в следующем был участником "весеннего концерта". В общем-то, такие концерты и были прообразом современных "Студенческих весен". Отличались они идеологически выстроенными и выдержанными сценарными текстами, шутки были в определенном, разрешенном сверху русле, организаторы следили за каждой сказанной фразой - одним словом, все выглядело политически корректным. Основной акцент делался на русских номерах, ничего иностранного из уст русского студента произносить не разрешалось. Например, мы хотели сделать музыкальную пародию на популярную тогда легендарную группу "Битлз", но нам это категорически запретили. А вот выступления иностранцев на сцене всегда очень приветствовались. Помню, как студент Вам Банг Саптоно исполнял на гавайской гитаре знаменитую Бетховенскую "For Elisa". Это был настоящий фурор, нечто сверхъестественное и необычное. Его и меня даже приглашали выступать с этим номером в драмтеатр... На сцене звучало очень много композиций с использованием русских народных инструментов. Сегодня этот жанр, к сожалению, редко можно увидеть на "Веснах".

- Что было характерно для того времени?

- Любая программа состояла из двух частей - тематической и художественной. Сначала шел пролог, посвященный какой-то дате или событию, в унисон звучали соответствующие смысловые номера. Сразу бросалось в глаза, что все первые ряды были обязательно заняты профессорами и преподавателями вуза, которые с удовольствием приходили посмотреть на своих учеников. В числе постоянных зрителей "Весенних концертов" можно было видеть профессоров Ивана Сергеевича Кудрина, Марию Михайловну Десницкую, Илью Борисовича Шулутко и других. И.Б. Шулутко, кстати, к искусству относился очень внимательно и трепетно. Например, каждую среду на кафедре после клинического разбора больных он обязательно собирал всех студентов, занимающихся в этот день на кафедре, усаживал в кружок и включал пластинку с классической музыкой, тем самым приучал нас, молодых, к прекрасному. Так мы прослушали произведения Баха, Бетховена, Моцарта, Шопена, Чайковского и других великих классиков. Концертные вечера проходили в аудитории №1, ибо в то время

еще не было построено здание нового учебного корпуса, а после обязательно были танцы в длинных и просторных коридорах.

- Кто из сегодняшних преподавателей участвовал тогда в концертах студенческой самодеятельности?

- Многие. Например, сегодняшний проректор по постдипломному образованию профессор Георгий Ламбрианович Саввиди, который великолепно исполнял очень популярные тогда среди молодежи индийские песни, или доцент кафедры гистологии и эмбриологии Борис Леонидович Матяш, который на ура исполнял народные украинские песни. Одним из первых актеров института был теперешний доцент кафедры стоматологии детского возраста Станислав Семенович Крылов... Одним словом, среди преподавателей немало талантливых людей, нужно только их самих спросить, и они, думаю, сами с удовольствием расскажут о своем веселом студенческом времени.

- Вячеслав Георгиевич! Мне говорили, что за всю историю творческой театральной жизни академии произошло две так называемые культурные революции...

- Первая произошла во времена открытия факультета общественных профессий и с приходом профессионального актера из Тверского драматического театра Юрия Самойловича Сло-бодина. Этот удивительный талантливый артист принес в творческую студенческую жизнь новую свежую струю.
В стенах мединститута ставились настоящие спектакли, театральные проекты. Была организована театральная бригада, которая периодически совершала творческие гастроли по городам области, где заслуженно завоевала популярность не только у тогдашней молодежи, но и у представителей более старшего поколения. Не могу не вспомнить звезду студенческого театра того времени Наталью Екимович, которая для спектакля пожертвовала фамильный хрустальный сервиз. Мы со Станиславом Семеновичем Крыловым стали первыми выпускниками ФОПа и первыми получили удостоверения об окончании факультета.
Вторая, как вы выразились, культурная революция произошла с приходом к нам Люссии Максимовны Петровской - нынешнего директора культурного центра академии. Со времени ее работы в стенах нашего вуза стало активно развиваться вокальное направление, среди студентов и преподавателей академии немало профессионально поющих учеников Л.М. Петровской. Чего стоит один Георгий Вакулин!..

- Что отличает творческую студенческую жизнь сегодняшнего поколения?

- Активность, мобильность, смелость. Сегодня на сцене ты можешь свободно реализовать свои самые смелые и откровенные проекты и идеи, можешь сказать все, что ты хочешь, и пошутить над тем, кем желаешь. Другое дело - как ты это сделаешь и как воспримет тебя публика. Много ошибок. Например, извечная проблема со светом... Никак до сих пор не могут ребята обойтись без выключения света. Грешат тем, что в ходе концерта теряется идейная нить, поэтому зачастую непонятно, в чем смысл происходящего. Но, тем не менее, сегодняшнее поколение студентов необыкновенно талантливо и колоритно, а от этого еще более интересно.
- На днях завершился очередной

творческий сезон в стенах медакаде-мии.

Что вы можете сказать о том, что творилось на сцене этой весной?

- Для меня это сезон "Весен" стал открытием. Во-первых, порадовал пришедший в этом году молодняк. По-моему, первокурсники показали очень неплохую "Весну" и зарекомендовали себя как подающие большие надежды, в первую очередь, певцы и танцоры. Очень хорошей мне показалась "Студвесна" у третьего курса. Впервые за долгие годы вижу классно написанный и отыгранный сценарий, в котором ребята умудрились объединить несовместимые вещи - историю про Винни-Пуха и героев "Семнадцати мгновений весны". Необыкновенно смелые и злободневные пародии на преподавателей и жюри при всей своей остроте оказались совершенно необидными. Прекрасные танцы и вокал... В общем, третий курс меня откровенно порадовал, противоположное могу сказать в адрес четвертого курса, который блистал в прошлом году... К сожалению, не пришлось мне увидеть "Весну" второкурсников и бенефис шестого курса, но, по многочисленным откликам моих коллег, могу отметить, что там было немало интересного и стоящего внимания и высокой оценки зрителей.
Подводя итог скажу, что нынешняя "Весна" была как никогда сильной по жанровости, профессионализму и актерскому составу. В этом году заключительный концерт "Студвесны" в ТГМА явно претендовал на первое место, но общегородское жюри по традиции и по непонятным причинам держит нас на расстоянии от призового места, копаясь в мелочах и не видя многого в целом. Однако пусть это остается на их совести. Я знаю одно: студенты-медики издавна славились своими театральными талантами, и с годами поколение студентов ТГМА становится все талантливее и интереснее. С чем я всех и поздравляю!

Беседовал Максим СТРАХОВ

"ПРОФЕССИОНАЛЫ" В ГОРОДЕ, или Что такое студенческая весна

В сегодняшней публикации я хочу поговорить о заключительном общегородском концерте "Студенческой весны", который подготовили члены жюри, судившие концертные программы в каждом тверском вузе, и который стал логическим завершением весеннего студенческого марафона, длящегося с начала марта по конец апреля в высших учебных заведениях города.
Об общегородском жюри можно говорить долго и по-разному. Эти люди с каждым новым "Весенним" сезоном преподносят нам все больше и больше сюрпризов. Во всяком случае, Тверской медакадемии, к которой я имею прямое отношение, точно. Например, в этом году многоуважаемое жюри, приехав на заключительный концерт внутривузовской "Студенческой весны" ТГМА, откровенно не уважая традиции, сложившиеся в стенах вышеуказанного вуза, предпочло не явиться на традиционную церемонию награждения победителей конкурсных программ и чествование выпускников культурного центра академии, а посидеть в это время в одной из учебных комнат. Так сказать, поднабраться сил для предстоящего судейства. Да так чего-то засиделось, что пропустило не только представление самих себя в зрительном зале, но и целых два концертных номера программы, заявленных, между прочим, как одни из самых лучших. Естественно, оба этих номера были не оценены, и кое-кто из того же справедливого жюри по окончании вечера сокрушался, мол, если бы были оценены эти два номера, то "Весна" ТГМА была бы, несомненно, на первом месте по итогам города. Спасибо хоть на этом... Любопытным оказался диалог одного из членов жюри с режиссером культурного центра медицинской академии по поводу концерта "Весны" в ТГМА. Медики умело и оригинально объединили воедино мультфильм "Винни-Пух" и киноэпопею "Семнадцать мгновений весны"... Можете себе представить старину Пуха и его знаменитых друзей в немецких военных шинелях, фуражках и касках... Одним словом, зрелище не для слабонервных... Так вот жюри решило снять энное количество баллов за то, что "академия воссоединила воедино несовместимые вещи". Когда режиссер ТГМА Ирина Григорович возразила: "Но ведь мы же совместили! В итоге получилось оригинально и интересно!", один из благородных судей заявил следующее: "Да, но ведь это же несовместимо!" Спорить, как вы понимаете, было бесполезно, ценные баллы были вычтены из общей оценки...
В общем, жюри пошутить любит, при этом обязательно добавляя одну и ту же фразу: "Нам лучше знать, мы же профессионалы". Последним, конечно, виднее. Шутили наши "профессионалы" и на своей заключительной "Весне". Пригласив выступать вокальный коллектив из ТГТУ, на репетиции перед концертом "шутники" заявили, что номеров слишком много, поэтому ребятам не придется сегодня порадовать зрителей, мол, извините, но вы сегодня не в наших планах... Веселые, знаете ли, люди...
Однако перейдем ближе к делу, проанализируем то, что было в планах профессионального многоуважаемого жюри в тот вечер конца апреля, прошедший в зале академии ПВО. Я задался целью оценить данный концерт по той же схеме, по которой оценивались "Весны" в вузах. Огласим вначале общие итоги, а потом поговорим о большинстве номеров конкретнее.
В номинации "Оригинальность замысла"

обсуждаемый концерт претендует, пожалуй, лишь на отметку "О". Простите меня великодушно, но уж кому как не "профессионалам" из жюри нужно было показать эталон, научить всех, как правильно и грамотно выстраивать концертную программу, сделать оригинальную "Весну" на высший балл (в этой номинации максимально можно было поставить 5 баллов). Организаторы программы не придумали ничего более оригинального, как пустить номера нон-стопом. "Знаете, такой метод больше тянет на халтурку... Аналогичную отметку получает концерт и по параметрам "воплощения идеи", которой, сами понимаете, так мы и не увидели. Удивила всех и организация мероприятия. Интересным образом случилось так, что зрителей оказалось гораздо больше, чем мог вместить зал. Воистину не повезло тем, кто сидел на дальних рядах, судить берусь по себе: неоднократно приходилось просить охрану разгонять толпу, выстроившуюся непробиваемой стеной. Одним словом, организация едва тянет на "двоечку" (из тех же максимальных пяти баллов). За технические средства я бы поставил 1 балл из двух возможных, за культурное поведение на сцене - не больше "трех" (из пяти); за артистизм и эмоциональность - по "пятерке". Отдельно хочется сказать о художественном оформлении. Я поставил два балла. Один адресую неказистому плакату размером в четыре ватмана с изображением лица девушки и надписью снизу:
"Что такое "Студенческая весна"? а другой - расположенному справа компьютерному экрану, на котором значились название номера и фамилии его авторов. По оформлению все!!!
Теперь пробежимся по самой программе. Рассказать обо всех 28 номерах я просто не смогу в рамках одной публикации, поэтому остановлюсь только на самых колоритных.
Открыла череду выступлений массовая танцевальная зарисовка "Долой синхронность", представленная, между прочим, победителями сезона - студентами МЭСИ. В любом, даже самом бесшабашном номере по сценическим правилам должна присутствовать какая-то сквозная идея, объединяющая все воедино. Даже если танцующие хотят показать асинхронность в танцевальной композиции, она должна быть оправданной и, если хотите, красивой. Зарисовка МЭСИ ничего, кроме кривляния под музыку кто во что горазд, нам не продемонстрировала. Оценка ниже средней. Под эту категорию смело попадают и еще несколько номеров (СТЭМ ТГ/ "Одна голова хорошо, а три лучше", авторы которого продемонстрировали явное неумение работать с микрофонами, ибо многое зрителям не удалось толком расслышать; СТЭМ "Му-му" (ТГТУ), который в итоге так ничем и не закончился; нудный номер "О, великий раджа", представленный все тем же МЭСИ, и, конечно, "открытие сезона" - зарисовку ТИЭМ "Ловись, халява" (тут уж, господа, без комментариев).
Малоинтересным мне показалось выступление "Театра мод" МГЭИ - все однообразное и в общем-то очень стандартное. А вот модницы из МЭСИ действительно заслуживают аплодисментов. Нестандартный подход, оригинальность замысла, воплощение смелых идей и элементарные подручные материалы легли в основу вполне необычной коллекции

экстравагантной одежды.
Несколько номеров показались мне интересными по замыслу и подходу, но, к сожалению, недоделанными в итоговом варианте. Например, СТЭМ "Квартирный вопрос" из ТГТУ. Идея классная, ребята неплохо держатся на сцене... Однако номер получился очень длинным и местами однообразным, поэтому общее впечатление смазано. Номер "Чудеса" ПРК (ТГТУ), насыщенный массой классных и зрелищных спецэффектов, в общей канве не смотрелся совершенно, ибо все происходящее на сцене за эти десять минут между собой никак не было связано. По задумке и смысловой идее интереснее показалась выполненная в том же стиле (ПРК) композиция "Мой ласковый и нежный зверь" (ТГУ).
Напоследок мне бы хотелось остановиться на номерах, достойных особого внимания. Среди них, бесспорно, значится замечательное выступление студентки ТГУ, которая на саксофоне исполнила знаменитую мелодию "Feelings". Поистине профессионально, оригинально и зрелищно. Безумно понравилась приевшаяся всем песня "Бэль" в кукольном варианте студентов ТГТУ. Оригинальнее исполнения знаменитого хита недавнего времени, пожалуй, уже нигде не встретишь. Порадовал зрителей фокусник из ТГТУ. Давненько среди студенческой братии не было настоящих фокусов! Достойны внимания два номера из ТГСХА - очаровательный "Канкан" в исполнении не менее очаровательных студентов мужского пола и сольный "СТЭМ со стойкой". Студенты-медики выстрелили с оригинальным "Танцем с бутылками" и сорвали аплодисменты зала. Особенно хочется отметить молодого человека из славной студенческой компании ТГУ, который был неотразим в сольном проекте "Фанерщик". Среди бесспорных песенных удач "Весны" смело называю выступление вокального ансамбля ТГУ с композицией "Звездочки - фонарики". Надеюсь еще не раз встретить этот коллектив на студенческих площадках города. Ну и, конечно, надолго запомнится зрителям бегущая строка "Спасибо" (ПРК) от МЭСИ.
Все действо по традиции завершилось финальной песней, которую профессионально исполнили вокалисты из ТГМА во главе с небезызвестным Георгием Вакулиным.
Такой была заключительная "Студенческая весна" этого сезона, объединившая в себе лучшие студенческие номера всех ведущих вузов Твери и области. По оценкам жюри, первое место разделили МЭСИ и ТГТУ, на второй план отошла Тверская медакадемия, а бронзу получил Тверской госуниверситет. По моим подсчетам, заключительный концерт "Студвесны" в сумме по номерам получил 6,8 балла из десяти возможных. В общем, конечно, не так плохо, но, согласитесь, могло бы быть и лучше. Увидели мы много интересного, хорошего и разного, но к сожалению, так и не поняли одного, как нужно правильно и грамотно делать массовые "Студенческие весны". И, думается, мы не увидим этого, покуда среди членов общегородского жюри не будет настоящих профессионалов театрального, песенного, музыкального, танцевального, художественного, литературного и других жанров, в репутации которых не придется усомниться. Кто бы мог подумать: у нас в Твери два прекрасных театра, а в жюри "Весен" нет ни одного профессионального актера и сценариста... Не кажется ли вам, дорогие друзья, что что-нибудь пора изменить?

Тарас МОРОЗОВ

Кроме всего перечисленного наша Медицинская Академия получила Диплом за лучший танец на общей Студенческой Весне.
На главную страницу
Сайт создан в системе uCoz